Как правильно и какой рукой креститься православному при входе в храм или дома

Как правильно креститься?

Традиция накладывать на себя крестное знамение пришла еще с далеких, библейских времен, когда распяли Иисуса Христа за грехи человечества. Данное действие является желанием крестившегося показать благодарность Христу за самопожертвование ради нашего спасения, и веру в силу Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.

Крест есть своеобразным содержанием христианского учения – Символа веры. Силу креста переоценить сложно, так как по преданиям из жизни святых, с его помощью укрощали бури, погашали стихию огня, заграждали пасть зверей и делали безвредными смертоносные яды.

Мы же совершаем этот акт для избавления от нечистых помыслов, укрощения страстей и изгнания, злых духов.

Как правильно креститься католикам?

В католической вере нет строгих правил в нанесении крестного знамения, оно может быть разным, в зависимости от традиций определенной местности.

Например, греко-католики крестятся так же, как и представители христианского учения, сверху вниз, с правого плеча на левое.

В тоже время римо-католики это делают по-своему, сверху вниз, потом левое плечо, а за ним правое, при этом пальцы складывают по-разному, прижимают указательный, большой и средний палец, а два оставшихся выпрямляют вместе.

Обратите внимание

Также допускается второй вариант, безымянный палец прижат к большому, а средний и указательный сомкнуты, направлены прямо. Есть еще третий вид – когда все пять пальцев не до конца сведены в щепотку.

В Латинской Америке, завершая крестоналожение, принято прикладывать к губам ноготь на большом пальце.

Как нужно правильно креститься?

Выполняя традицию крещения, самым главным требованием является делать это с чистыми помыслами, всей душой, желая себе и близким только хорошего, но не материального, верить в силу совершаемого ритуала.

Еще важно правильно держать пальцы, когда крестишься, три пальца правой руки – символ верования в Пресвятую Троицу, складывая пальцы вместе, мы выражаем веру в Троицу Единосущную и нераздельную, а складывание пальцев ровно символ признания, что Троица есть Равночестная.

Сложенные два остальных пальца, знак того, что в Иисусе живет два естества: божественное и человеческое, прижатие двух пальцев мизинца и безымянного к ладони, означает согласие с тем, что Господь сошел с небес ради спасения человечества.

Кладя крест, подтверждаем веру в Господа Иисуса Христа. Сначала, прикладываем сложенные три пальца ко лбу, с просьбой освятить ум и мысли.

Дотрагиваясь к грудной клетке, в области солнечного сплетения, просим сберечь сердце и чувства.

Кладя руку на правое и левое плече, просим укрепить силы и освятить добрые дела.

Также не нужно при крещении размахивать руками, потому что Святой Иоанн Златоуст говорил, что такими движениями мы гневим Бога и радуем Бесов.

Как правильно креститься, перед входом в православную церковь?

Креститься нужно перед входом на территорию церкви, стоя лицом к церкви, потом перед дверью в саму церковь, налаживать крест принято трижды. Еще добавляют поклон, так мы доказываем смирение, признаем греховность и воздаем честь величию Божьему.

Для того, что бы перекреститься соберите средний, указательный и большой палец правой руки вместе, а оставшиеся два – прижмите к ладони, поочередно подносите руку ко лбу, потом на низ, за тем на правое и левое плечо.

Поклоны совершайте после креста, сперва, опустив руки вниз, кланяясь на уровень к поясу, либо в пол. В помещении также нужно перекреститься перед алтарем и иконами, к которым подходите.

Уходя, совершите ту же процедуру, перед входом в церковь и покидая территорию.

Важно

Наложив крест, вы совершаете светлое таинство Господне, помните об этом и относитесь со всей серьезностью, тогда получите желаемую защиту, благоговение и благословение Божье.

Источник: https://womanadvice.ru/kak-pravilno-krestitsya

Как правильно креститься?

Крестное знамение это свидетельство нашей веры и если мы крестимся не правильно, крестное знамение не приносит пользы. Святитель Василий Великий говорил — : «В Церкви все благообразно и по чину да бывает», это относится и к крестному знамению.

Следует учиться вере, учиться у святых отцов, в том числе и учиться правильно креститься. Часто в храмах можно увидеть, как люди крестятся очень небрежно, быстро, не касаясь лба или не донося пальцы руки до плеча, все это говорит о том, кто стоит в храме.

Ведь по малому, можно сказать многое, и если хотите выяснить является ли ваш собеседник православным христианином, попросите его перекреститься.

Сила крестного знамения передает великую силу, недаром Преподобный Феодосий Кавказский говорил, «Крест может спасти целый поезд от крушения», хотя поезд был дан как пример во времена, когда и креститься было прилюдно опасно, поэтому крестное знамением можно было скрыть, например через поправление платка(лоб), поправки пуговицы (живот), поправки платья (плечо), почесывание второго плеча.

Крестное знамение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак церковнославянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

Если же крестное знамение наносится неверно, святые отцы говорят — «Беспорядочному маханию бесы радуются», а радуются они потому что, при мытарствах, такие крестные знамения будут вменены как грех этому человеку и его душе.

Осенять себя крестным знамением следует не торопясь и не кланяясь в этот момент в таком порядке:

  1. Лоб — для освящения нашего ума,
  2. Живот (чуть выше пупка) — для освящения наших внутренних чувств,
  3. На правое плечо
  4. Затем на левое — для освящения телесных сил.

Далее можно поклониться.

Для тех, кто кланяется во время осенения крестным знамением, следует знать, что происходит невидимое «ломание» креста.

Когда следует креститься?

В храме:

  1. Обязательно нужно креститься в момент чтения батюшкой шестопсалмия и во время начала пения Символа Веры.
  2. Также необходимо осенять себя крестным знамением в те моменты, когда священнослужитель произносит слова: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста».
  3. Нужно креститься во время начала пений паремий.
  4. Необходимо креститься не только перед тем, как входить в церковь, но и после того, как вы покинули ее стены. Даже проходя мимо любого храма, необходимо один раз перекреститься.
  5. После того, как прихожанин приложился к иконе или кресту, он тоже в обязательном порядке должен перекреститься.

На улице:

Проходя мимо любого православного храма, креститься следует по той причине, что в каждом храме в алтаре, на престоле пребывает сам Христос, Тело и Кровь Господа в чаше, которые имеют всю полноту Иисуса Христа.

Если же вы не креститесь проходя мимо храма, следует вспомнить о словах Христа.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
(Мар.8:38)

Но, следует понять причину, по которой вы не стали креститься, если это стеснение, то, стоит перекреститься, если это невозможность, например вы едете за рулем и руки заняты, тогда следует перекреститься мысленно, также не стоит креститься, в случае если для окружающих это может стать поводом для насмешек над церковью, поэтому следует разобраться в причине.

Дома:

  • сразу после пробуждения и непосредственно перед отходом ко сну;
  • в начале чтения любой молитвы и после ее окончания;
  • перед приемом пищи и после его окончания;
  • перед тем, как приступить к выполнению любой работы.

Источник: http://hram-lubimovka.ru/kak-pravilno-krestitsya/

Как правильно креститься православным в церкви

Верующие люди время от времени посещают храм. Есть определенные ритуалы, которые каждый из нас проводит там: крестится, молится, ставит свечи. Наиболее часто распространенным есть наложение крестного знамения. Но есть такие люди, которые не знают как правильно креститься православным христианам.

Что значит креститься

Крестным знамением называют совершение малого священнодействия во время проведения которого верующий изображает на себе знамение Крест Господнего с упоминанием Имени Божьего, а также привлекает к себе Божественную Благодать Святого Духа. Данному действию отводят определенную роль.

Своей смертью на Кресте Господь преодолел Сатану и его гордыню, спас человека от греха и рабства. Такими своими действиями он освятил крест и сделал его побеждающим оружием. Затем он даровал его нам, дабы мы могли противостоять нашему врагу – дьяволу. Для того, чтобы данный ритуал нес в себе благодатную силу, необходимо совершать его правильно и благоговейно.

Правильное крестное знамение для православных

Порой люди путаются в том, как правильно креститься. Часто вопрос, как правильно креститься православным, задают и церковнослужителям. Есть такое высказывание, что беспорядочному маханию и бесы радуются. Для того, чтобы правильно наносить крестное знамение, получать благодатное освящение и отгонять нечистых духов, необходимо запомнить определенные правила:

  • Сложите пальцы правой руки следующим образом: большой, указательный и безымянный должны быть сложены ровно вместе. Безымянный и мизинец подогните к ладони. Такой символ означает нашу веру в единосущную и нераздельную Троицу. Подогнутые пальцы означают то, что Сын Божий имел две природы: человеческую и Божественную.
  • Крестится стоит не торопясь. Приложите пальцы сначала на лоб, потом на живот, на правое плечо, а затем на левое.
  • При нанесении крестного знамения необходимо мысленно про себя произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.» таким образом мы говорим о желание трудится и жить во славу Господа, а также подтверждаем свою веру.
  • После можно опустить правую руку и сделать поклон.

Обязательно к прочтению:  Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу

Отвечая на вопрос, как креститься слева направо или справа налево, необходимо заметить, что православные крестятся справа на лево. Католики же делают это наоборот. Многие священники говорят о правильном крестном знамении таким образом, что оно помогает послать не только Божественную Благодать, но и успокоить греховные страсти, а также устрашить бесов.

В чем суть крестного знамения

Многие люди часто спрашивают о том, зачем креститься. Это не просто обязательный ритуал, который необходимо выполнять при определенных обстоятельствах. Проводить его стоит с глубоким осознанием происходящего. Такое действие поможет Вам стать ближе к Господу.

Накладывать крестное знамение стоит в таких случаях:

  • перед началом чтения молитвы,
  • а также в конце молитвы,
  • перед входом в храм,
  • при прикладывании к мощам, кресту, иконам,
  • креститься стоит в важных жизненных ситуациях: в радости, в опасности, в горе, перед едой и после, перед началом и после окончания какого-либо дела, перед выходом из дома и при входе.

Когда крестится в храме

Человек, который не особо часто ходит в храм, может не знать, когда необходимо накладывать крестное знамение. Чтобы не спрашивать о том, когда креститься во время службы, можно посмотреть за тем, как ведут себе диаконы и священнослужители.

Если священники крестятся, то и Вам стоит сделать тоже самое. Бывает и такое, что верующие со стажем также могут не знать как вести себя во время службы. Все это объясняется тем, что они не задумываются о том, что говорят и делают священнослужители.

Многие верующие знают, что в храмах находится большое количество священных изображений. Люди часто подходят к иконам и ставят свечи, а также накладывают крестное знамение. А вот о том, как правильно креститься перед иконой знают не многие.

Совет

Перекреститься стоит как только Вы подошли к иконе. Также можно поставить и свечу. Затем прочитать молитву. Крестное знамение не должно совершаться поспешно и невнимательно.

Ведь проведением такого ритуала мы взываем к Господу, за тем, чтобы он послал на нас свою благодать и любовь.

Обязательно к прочтению:  В какие дни нельзя хоронить умерших

Помните, что крестное знамение стоит выполнять не спеша. Крестное знамение уже являет собой определенного вида молитву. Необходимо отдавать себе полный отчет в том, что Вы совершаете. С одной стороны мы не должны делать идола из определенного этикета поведения в храме, но не стоит и выполнять все действия на автомате.

Во время прихода в храм стоит Вы должны не просто механически выполнять церковный Устав. Главная наша задача – это научится общаться с живым Богом. Крестное знамение должно быть не простым маханием руками, а осознанным действием, которое обращено к Господу.

Читайте также:  Астрологическая совместимость льва и рыб: преимущества тандема любви в отношениях женщины и мужчины

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-v-cerkvi/

Рекомендуемые правила поведения в храме

Старайся не пропускать воскресные и праздничные службы в храме.

Входя в храм, ищи мира, успокоения, и очищения души твоей.

При входе в храм следует трижды перекреститься и поклониться в сторону алтаря.

В храме, по обычаю, мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины – в левой.

В храм приходи в скромной несоблазнительной одежде. Не подобает христианке носить мужскую одежду. Нельзя использовать косметику и тем более губную помаду. Как женщинам, так и мужчинам не стоит посещать церковь в одежде с короткими рукавами, в шортах и спортивных костюмах. Женщины должны быть с покрытой головой и в юбке подобающей длины, а мужчины – без головного убора.

В критические дни женщинам нежелательно посещать храм, но церковные правила дозволяют им участвовать в богослужениях, оставаясь в притворе, можно молиться, ставить свечи, но нельзя прикладываться к святыням и, самое главное, запрещено принимать участие в церковных Таинствах.

Христианин должен всегда носить нательный крест.

Перед посещением храма желательно прочитать “Молитву идущего в церковь” или “Отче наш”.

Приходи в храм до начала богослужения:

  • отключи телефон;
  • подай поминание о здравии живых и упокоении усопших;
  • поставь свечи;
  • приложись к иконам, причем сначала к праздничной иконе, лежащей на аналое в центре храма.

Прежде, чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования – третий поклон.

В храме во время богослужения принято стоять, сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтения из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники). Исключение делается для болящих и пожилых прихожан.

При прохождении мимо царских ворот приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.

Во время службы и при полном скоплении прихожан в храме не ходи по храму, не протискивайся, не передавай и не ставь свечи, ибо это мешает общей молитве.

В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, если не понятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову.

В храме никого не осуждай, молись за того, кто мешает тебе своим поведением.

По собственной инициативе не становись на колени, только при словах священника: “Паки и паки”, “Преклонше колена” и других, призывающих к коленопреклоненной молитве, следует подвергаться ниц на землю, а затем снова становиться на ноги.

Не покидай храм до окончания богослужения, служба – это жертва Богу, ее нужно отстоять до конца, по крайней мере, до пения “Отче наш”.

Обратите внимание

Если встретишь знакомого в храме – не следует здороваться за руку, приветствуйте друг друга молчаливыми поклонами.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка надо успокоить, если не удастся, просто выйти на время из храма.

К святому причащению подходят только после исповеди (кроме детей до 7 лет) и благословения священника, подготовившись накануне чтением молитв и посетив вечерние богослужение. Начиная с 12 часов ночи ничего не есть и не пить.

Перед причащением руки сложить крестообразно (правую руку положить поверх левой). Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим. С верой и любовью к Иисусу Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестись при этом. Отойди к столику и запей причастие теплотой.

После причащения выслушай со вниманием и благоговением благодарственные молитвы.

По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту.

Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.

Источник: http://vladimir-ekb.ru/qa/rekomenduemye-pravila-povedeniya-v-hrame/

Только свечку поставить?

Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм.

Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.

— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?

— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.

Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу.

Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь.

Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.

Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму.

И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность.

Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.

— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?

— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И кто­то, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.

— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…

— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго.

Важно

Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.

— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?

— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят.

Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению.

Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.

— А обязательно ее из храма донести зажженной?

— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция.

Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная.

И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.

И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.

— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…

— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.

Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.

— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?

— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы.

Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать.

Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.

— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?

— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».

— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?

— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.

— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?

— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость.

Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет.

Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства.

Читайте также:  Как навести порчу на человека: проклятие, обряд на смерть или болезнь, последствия

Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.

— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?

— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой.

Совет

Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности.

Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.

Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь.

Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших.

Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы.

Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.

Священник Александр Степовик
Беседовала Елена Сапаева
Православие и современность

Просмотрено (16) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2019/02/21/tolko-svechku-postavit/

Сколько раз нужно креститься при входе в храм и при выходе из него?

Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.

Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви.

Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением.

Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).

Обратите внимание

Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с  мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.

Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.

Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся.

Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:

«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней.

Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия.

“Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат.

В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы.

Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».

Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками.

Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой).

Важно

  Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело).

И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.

Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате.

Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.

https://www.youtube.com/watch?v=yygIiOQ5PRk

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/skolko-raz-nuzhno-krestitsya-pri-vhode-v-hram-i-pri-vyhode-iz-nego

Какой рукой и как правильно креститься?

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его.

Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу.

Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

Обратите внимание

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, —  которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения.

Совет

Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kakoy-rukoy-i-kak-pravilno-krestitsya/

Как правильно креститься справа налево или слева направо — ClubApp.ru

В Хр-ве всего 3 конфессии: Православие, Католицизм и Протестантство. В данном случае, мы рассматриваем КЦ И ПЦ. В Православии обычно присутствуют 2 вида крестного знамения: двуперстное и троеперстное+именословное сложение у священников при благословении. Три сложенных вместе пальца символизируют Пресвятую Троицу.

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны, как места спасённых и левой — как места погибающих (см. Мф. , 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Читайте также:  Что просить в молитве перед образом пресвятой богородицы "неувядаемый цвет"

Двоеперстие использовалось на Руси до реформ патриарха Никона в XVII веке. На Западе, в отличие от Православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты: Вариант A.

На правой руке сложите вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний пальцы в указание двух природ Христа. Это наиболее типичная практика западных католиков. Вариант B. Держите вместе большой и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа. Вариант C.

Держите вместе большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую Троицу) , при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа) пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков. Вариант D.

Держите вашу правую руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони. Что касается направления движения руки при изображении креста, то первоначально на Западе крестились так же, как на Востоке, то есть, сначала правое плечо, потом левое.

Позднее, однако, на Западе сформировалась обратная практика, когда вначале касаются левого плеча, а уже потом правого. Символически это объясняется таким образом, что Христос своим Крестом перевёл верующих от смерти и осуждения (которые по-прежнему обозначаются левой стороной) к правой части спасаемых. Христиане — это все кто верит в Христа: католики, протестанты, старокатолики, греко-католики и православные.

http://www.waylove.ru/p7278

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его.

Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу.

Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

Обратите внимание

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, —  которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения.

Совет

Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Немного истории

Нужно сразу сказать о том, как появлялось и постепенно формировалось крестное знамение в качестве элемента религиозной практики.

Изначально оно не являлось таким, как сейчас, отличительным признаком христиан в целом и православных в частности.

Если смотреть на историческую канву, то современный вариант является приобретением относительно новым.

Как креститься православные узнали относительно недавно. В частности, если речь идет о современном троеперстном способе.

Отметим основные вехи:

  • начало популяризации христианства – одним пальцем, прикосновение только ко лбу, губам и груди;
  • дальнейшее развитие – крещение несколькими пальцами или полностью ладонью;
  • становление православия – лоб, пуп, оба плеча;
  • 1551 год – пуп меняют на грудь, так как именно там по представлениям людей располагается душа;
  • 1656 год – крещение тремя пальцами, касаясь лба, живота и плеч;
  • реформа Никона – указ креститься тремя перстами, а старообрядцы оставляют двуперстное крещение.

Хотя следует сделать небольшую ремарку касательно зарождения крестного знамения.

Есть свидетельства о том, как апостолы осеняли себя символом святого Креста, к примеру, оно помогло Иоанну Богослову исцелить больного горячкой.

Существуют и другие факты из жития святых и других источников, но трудно сказать о том, какой именно символ (количество пальцев, последовательность) использовался.

Исторически количество пальцев, используемых в знамении, менялось в соответствии с текущим контекстом.

На данный период в православных храмах крестное знамение допускается и двумя и тремя перстами, так как в этом отсутствует существенное различие. Многие знают о противоречиях между старообрядцами и принявшими реформу Никона. Тем не менее, если брать сам способ креститься, то смысл в каждом направлении является полностью идентичным.

Смысл

Итак, православные используют два или три перста. На практике это выглядит следующим образом:

  • складываются вместе большой, указательный, средний, а безымянный и мизинец прижимаются к ладошке — трехперстное;
  • соединяются большой, мизинец, безымянный, а указательный и средний выпрямляются для крещения – двуперстие.

Сейчас наиболее распространенным и привычным является трехперстие, но можно использоваться и двуперстием, повторимся, такое допустимо в современном православном храме.

Разницы между символами не наблюдается:

  • три соединенные пальца представляют собой Святую Троицу и каждую отдельную ипостась, то есть Отца, Сына и Святого духа;
  • два пальца представляют собой двойственную природу Христа, Господь явился в человеческом обличии, то есть в нем соединяется божественное и человеческое.

Соответственно, как соединять пальцы не так существенно, если знак указывает на веру человека в обозначенные Небесные иерархии.

Если смотреть, как правильно крестить человека, то тут часто священники используют именно двуперстие.

Именно так изображается часто Христос, а также такое положение пальцев использовали многие святые, к примеру, Серафим Саровский на иконах зачастую держит именно двуперстие.

Простые верующие используют разное положение пальцев.

Также нужно отметить, что крестятся слева направо или справа налево, тут легко запомнить (использовать как своеобразную подсказку) по термину православие, от слова право, то есть сначала нужно двигаться к правому плечу.

Такое крестное знамение выполняют по следующей схеме:

  • Во имя Отца ко лбу;
  • Сына – к животу, пупу;
  • Святого – к правому плечу;
  • Духа – к левому плечу.

Этим движением охватывается не только тело, но и различные ипостаси личности.

Приложение пальцев ко лбу указывает на освещение своего разума божественной благодатью, приложение к груди/животу является прошением о том, чтобы Господь освятил чувства. К плечам подносят руку для того, чтобы освятить тело и дела.

Применение

Многими осенение крестом воспринимается как защита от нечистой силы.

Если посмотреть видео экзорцизма, то там легко проследить, как именно благодаря сотворению крестного знамения из человека выходят бесы.

Также есть различные свидетельства о многих чудесах, которые творили и святые, и простые люди, просто перекрестившись с верой.

Недаром молитва, которая используется для того, чтобы оградиться от нечистого и различных пагубных воздействий, называется именно «Кресту Господню». В тексте этой молитвы как раз и описывается мощь этого, казалось бы, простого действия.

Вот почему верующие регулярно осеняют себя крестом:

  • перед началом различных дел;
  • при выходе из дома и возвращении;
  • когда появляются греховные мысли;
  • испытывая радость;
  • если видят какую-то негативную ситуацию;
  • когда ощущают какое-то негативное воздействие извне.

Принято креститься перед входом в церковь, причем трижды. Выполнение этого действия напоминает людям о собственной вере и позволяет отвратить от себя различные греховные помыслы, призвать на помощь Христа. Святые в своих воспоминаниях много писали, какой силой обладает привычка креститься и как такое знамение может сотворить чудо.

Пара слов об этикете

Касательно того, как правильно креститься в церкви православным, не существует четких предписаний.

По сути, выполнение знамения есть часть личной духовной практики каждого, никто тут заставлять не станет, даже когда идет служба в храме.

Тем не менее, традиционно православный человек крестится:

  • перед входом и делает земной или поясной поклон;
  • перед святыми образами;
  • в период, когда идет служба на словах «Господи помилуй» и в некоторых других частях службы.

Неопытным в этом деле легче всего понять, как правильно креститься православным, наблюдая за остальными, если речь идет о службе. Когда посещение частное, чтобы поставить свечку или заказать требу, то тут больше смотрят как велит душа. Универсальный вариант: на входе и выходе, перед иконами и алтарем.

Научить правильно накладывать крестное знамение может помочь личный духовник или просто священник из близлежащей церкви, который укажет на различные тонкости, подскажет какие-то детали из собственного опыта, разъяснит над чем нужно поразмыслить самостоятельно.

В миру нужно учитывать, как креститься таким образом, чтобы не создавать другим неудобства и не становиться чрезмерно навязчивым.

Важно

Иногда лучше даже выполнить такое знамение только в уме, прочитать молитву, чем выполнять движение рукой.

Например, иногда в общественном транспорте возможно увидеть какого-то экстравагантно представителя или представителей молодежной субкультуры, на которого (которых) пристально начинает смотреть неодобрительно старушка, скажем так, старой закалки и многократно креститься, что означает, по сути, просто выражение неодобрения.

Вполне возможно в этих молодых ребятах не только не наблюдается бесовского начала, но и греховных помыслов не так много, просто они выражаются по-своему, ищут собственное положение в этом мире таким образом. В подобной ситуации использование знамения является поведением неприемлемым для христианина.

Подведем итоги

В завершение нужно подчеркнуть особое положение, которым обладает Животворящий Крест Господень. Этот символ – дар, который дан людям свыше. Им нужно уметь пользоваться и относится бережно, не разбрасывая попусту, не забывая о его огромной силе.

Источник: https://novoevmire.biz/other/kak-pravilno-krestitsya-sprava-nalevo-ili-sleva-napravo-2.html

Ссылка на основную публикацию